"КАМЕННЫЙ ВЕК ЗАКОНЧИЛСЯ НЕ ПОТОМУ, ЧТО ЗАКОНЧИЛИСЬ КАМНИ" (c)

Никто больше не знает, что означает "сионизм". Два историка помогают объяснить, почему.


Ариэль Собель, 14 февраля 2019

ЛОС-АНДЖЕЛЕС (JTA) - Я родилась в 1995 году, что означает очень многое. Башни-близнецы рухнули, когда я еще ходила в детский сад. Я цифровой абориген. В моей жизни Израиль существовал всегда. И большинство людей понятия не имеет, что означает слово «сионизм».

Недавно на ланче с еврейской подругой, имеющей глубокие знания в области политики, она проиллюстрировала, насколько глубоким является недоразумение. После двух часов разговоров о прогрессивном активизме, ее глаза в ужасе расширились, когда я заметил, что я сионистка.

«Значит ли это, что ты против прав палестинцев?» – спросила она. «Конечно, нет», – ответила я и спросила её, знает ли она, что на самом деле означает термин «сионист».

Она не знала. Я ей объяснила, что сионисты – это люди, которые верят в право еврейского народа на самоопределение на своей исконной родине.

Вместо того, чтобы поддерживать какую-то конкретную администрацию или все, что делает Израиль, «сионизм – это еврейское самоопределение», – сказала мне недавно Сара Яэль Хиршхорн, приглашенный доцент Семейного центра Кроуна по еврейским и израильским исследованиям Северо-Западного университета. 

«Одновременно это означает, что Израиль должен существовать; что евреи имеют право на самоопределение не больше и не меньше, чем любая другая национальность; что евреи – это не только религия, но и народ, и государство; что они имеют право распоряжаться своими делами; что их существование обосновано не только тем, что они составляют меньшинство в какой-то другой стране».

Вопреки утверждениям некоторых критиков, сионизм не диктует, что евреи заслуживают самоопределения за счет палестинцев, хотя некоторые сионисты верят в это и делают все от них зависящее, чтобы сделать это в современном Израиле. Однако важно то, что их дискриминационные взгляды возникли не из-за их сионизма, а скорее в силу других скрытых предубеждений и страхов. Мой сионизм умоляет меня выступать за самоопределение палестинцев и других этнических групп в широкой борьбе за права коренных народов. Ни одна нация не должна завоевывать свободу, изолируя другую, и многие сионисты и антисионисты делают ошибку, полагая, что мы не можем обеспечить государственность и достоинство для обеих сторон.

После нашего разговора за ланчем, моя подруга поняла, что она тоже сионистка.

У меня было такое взаимодействие в каждом районе Лос-Анджелеса с бесчисленными людьми моего возраста, как евреями, так и неевреями. Я объясняла, что означают еврейское самоопределение и сионизм за бразильской едой в Сенчури-Сити, латте на юге центральной части города и хумусом в Голливуде.

Куда бы я ни пошла, оказывалось, что люди переопределяют этот термин и связывают его с вещами, под которыми я никогда не подпишусь. Хотя сионизм выглядит по-разному для каждого сиониста, я открыто выступаю против угнетения палестинцев, оккупации Западного берега и администрации премьер-министра Израиля Нетаньяху. Только 3% американских евреев считают себя «вообще не про-израильскими», но большинство про-израильских американских евреев также говорят, что они критически относятся к «некоторым» или «многим» вещам в израильской политике.

Джонатан Сарна, директор Центра изучения Израиля им. Шустермана при университете Брандейс, заверил меня, что мои друзья – не единственные американцы, у которых имеются серьезные заблуждения относительно сионизма.

«Большинство американских евреев и, конечно, большинство американских неевреев не имеют ни малейшего представления о сионизме», – сказала мне Сарна. «Есть много евреев, и не только американских либералов, которые почему-то думают, что сионизм – это изгнание арабов или совершение всевозможных вещей, которые, безусловно, не имеют к этому никакого отношения».

Среди многих молодых людей, даже молодых евреев, сионизм стал синонимом поселенческого колониализма, исламофобии, а иногда – просто расизма. Тем не менее, те самые люди, которые не имеют представления о значении этого термина, переопределяют его и даже используют в качестве оскорбления. Многие прогрессивные люди дали ясно понять, что они хотят, чтобы сионисты покинули их пространства и перестали существовать.

Как значение сионизма было утрачено большинством моих сверстников? Разве не мы были тем поколением, которое перефразировало феминизм как «гендерное равенство», что является его истинным определением, а не то как его определяют женоненавистники?

Исчезла ли способность отождествлять себя с еврейским самоопределением, как только реальность еврейского государства погрузилась в американское сознание?

Возможно, современное государство, наплыв и все такое, облегчило очернение сионизма.

«Я не думаю, что сионизм является соавтором политики Биньямина Нетаньяху, но он является соавтором идеи государства Израиль, которое существует в настоящее время, а не того, о котором мы мечтали в 1896 году», – сказала Хиршхорн. «Мы не можем перемотать ленту истории, чтобы придумать другую возможность».

С созданием современного государства, евреи объективно стали обладать большей властью, чем мы имели столетия назад, и «люди считают, что еврейская власть, по своей сути, несет угрозу», – сказала мне Хиршхорн.

«В этом мире много антисемитов, которые хотели бы, чтобы евреи были бессильными, чтобы воспользоваться их бессилием», – добавила она. «Государство Израиль сегодня представляет идею, что такое никогда не повторится, и, исключая палестинскую проблему из этого перечня, в этом мире есть люди, которым не нравится то, что евреи имеют теперь свое государство и обладают способностью защитить себя, а, возможно, и других».

"Вместо тонкой и комплексной оценки еврейского само-определения, сионизм в Твиттере – это оккупация, геноцид, поселенческий колониализм, зло. Вот, что такое сионизм для нашего поколения", – сказала Хиршхорн. Для моих ровесников этот нюанс исчез, как селфи, отправленное через Snapchat.

Как писатель, я получаю комментарии о том, что я сионистская расистка всякий раз, когда я поднимаю на платформе свой голос как еврейка. В последнее время я становлюсь все более разочарованной израильским правительством, но в то же время, я, как никогда раньше, уверена в том, что само государство должно существовать.

«Предполагается, что сионизм заключается в создании безопасного убежища, и это самоопределение было единственным способом защиты себя как народа от антисемитизма», – сказала Хиршхорн, говоря, что большинство молодых американских евреев, к сожалению, видят в Израиле больше место для отдыха, чем необходимую родину. «Люди нашего поколения не видят идею того, что Израиль или сионизм – это своего рода убежище. Кроме Питтсбурга, который, кажется, был шоком для многих членов американской еврейской общины, у нас обычно бытует чувство, что мы живем безопасно и комфортно в другой стране под руководством или управлением, которое не обязательно является нашим собственным».

Это может объяснить, почему, как говорит Сарна, когда еврейская безопасность находится под угрозой, еврейская поддержка сионизма в целом возрастает. К счастью, Америка в целом была безопасна для евреев. К сожалению, это означает, что не каждый американский еврей ценит необходимость еврейского государства.

«После тысячелетий колонизации или отправки в диаспору, обездоленности, преследования или убийства, сионизм позволил евреям самоопределиться в земле, которая исторически принадлежала им, и в которую они вернулись», - сказала Сарна. «Молодые евреи даже не помнят время, когда никто не принимал евреев. Они воображают: «О, евреи – это белые люди, они сильны, и все хотят их принять. Президент, который не очень любит латиноамериканских иммигрантов, любит евреев. Он их признал в Обращении к нации,. Они думают, что так было всегда». 

Поскольку первое поколение моей семьи было перемещено нацистами, я просто не могу забыть нашу историю изгнания. Я не верю, что какая-то другая страна, кроме еврейского государства, может быть по-настоящему безопасным домом для евреев. Некоторые могут рассматривать это как симптом травмы между поколениями, но для меня это анализ истории. От Ирана до Украины каждая страна, в которой мы жили, оборачивалась против нас. Многие евреи в Соединенном Королевстве и Франции считают, что их нация находится в процессе именно этого.

Но так же, как «Черная сила», освобождение ЛГБТК и феминистские движения, которые расцвели в 1960-х годах, сионистское движение постоянно и ложно оскорбляют те, кто видит гордость за еврейскую культуру и существование как насилие.

В конце концов, возможно, именно в этом причина того, что слово "сионизм" было выхвачено из-под нас: сионизм, по существу, призывает к еврейской силе, из-за которой большая часть мира всегда будет себя чувствовать неуверенно.

Ариэль Собель является автором, признанным на национальном уровне, кинорежиссером и докладчиком TED (технологии, развлечения и дизайн) из Лонг-Айленда, что делает её имя очень сложным для произношения. Выпускница Школы кинематографических искусств Университета Южной Калифорнии, она говорит о сексе, религии и людях, которые должны потерять все, чтобы обрести голос. Следите за ней в Твиттере на @arielsobelle


Перевод: Miriam Argaman

Опубликовано в блоге "Трансляриум"